В статье приводятся рекомендации и эксплуатационные характеристики смазочных, резьбовых и других паст компании Интеравто, помогающие механику выбрать смазочный материал для решения конкретных технических вопросов по упрощению процессов сборки, а также увеличения надежности прессовых посадок.
Введение
Проблемы сборки и эксплуатации прессовых соединений
Функции сборочных паст
Сборочные пасты Интеравто
Заключение
Монтаж изделий это процесс который состоит из различных операций. В машиностроительной отрасли широко применяется операция запрессовки шлицев, шпонок втулок подшипников в корпус – так называемая посадка с натягом. В этой статье мы постарались рассмотреть сборочные пасты в свете повышения производительности и снижения брака при сборке.
Проблемы монтажа и эксплуатации прессовых соединений
При сборке прессовых соединений техническим специалистам необходимо решать длинный перечень важных задач по уменьшению требуемых для запрессовки усилий, исключению рывков при движении деталей узла в ходе процесса, упредить задир и сваривание контактных поверхностей.
Таким образом основные вопросы возникающие при сборке связаны с высоким трением, экстремальным давлением которое испытывают поверхности посадок и невысокая скорость скольжения – все это провоцирует образование задиров и схватывание контактных поверхностей.
Обычные смазочные материалы – вязкие масла и консистентные смазки не могут в этих условиях эффективно выполнять разделительную функцию, так как не имеют необходимой несущей способности, потому их применение при сборке, зачастую, нецелесообразно. Детали выполненные из нержавеющей стали наиболее подвержены типовым повреждениям, в связи с отсутствием на поверхности оксидных пленок.
Более того, в процессе эксплуатации прессовые соединения подвержены фреттинг-коррозии (рис. 1).
Фреттинг-коррозия - особый вид износа связанный с вибрационным (ударным) воздействием контактирующих поверхностей друг на друга. Этот процесс протекает с достаточно высокой скоростью и может вывести из строя деталь в течение короткого времени.
Опыт показывает, что при запрессовке наибольшее снижение трения обуславливает применение паст на основе сульфида молибдена, графита, ультрадисперсных порошков металлов и др. веществ. Ультрадисперсные частицы таких веществ заполняют микрорельеф поверхности трения с образование прочного антифрикционного слоя.
Площадь контактных поверхностей при этом увеличивается, происходит снижение коэффициента трения и его стабилизация, благодаря этому также повышается несущая способность.
Пасты обладают высокой адгезией к металлу, легко наносятся и выдерживают высокие контактные нагрузки. Благодаря этик качествам они незаменимы в подобных узлах трения. (Рис. 2).
Концентрация твердых смазочных материалов в составе монтажных паст Смазочной компании Интеравто может достигать 70 %.
Такие пасты как «ВНИИНП-232» и «МОЛИ-ДЛ» изготовлены на базе дисульфида молибдена. Высокое содержание этого вещества придает пастам серебристо-черный цвет материала и обеспечивает низкий и стабильный коэффициент трения. Эти пасты широко применяются в сборочных операциях, при приработке высоконагруженных опорных узлов, направляющих, зубчатых передач и т.д.
Монтажная паста ПМБ-1400 производится на основе белых твердых смазочных веществ и синтетического масла, поэтому имеет светлый цвет. Этой пасте присущи высокая адгезия, и эффективные защитные свойства от фреттинговой и атмосферной коррозии.
Основные свойства и характеристики высокотемпературных паст Интеравто
Название пасты | Базовое масло | Твердые смазочные компоненты | Максимум рабочих температур, ⁰С | Нагрузка сваривания, Н |
Минеральное | Дисульфид молибдена | +450 | 6000 | |
Минеральное | Дисульфид молибдена | +450 | 6000 | |
ПМБ-1400 | Синтетическое | Белые твердые смазки | +1400 | 3200 |
Частично синтетическое | Ультрадисперсные порошки металлов | +1250 | 4000 |
Приведенные рекомендации и характеристики помогут облегчить выбор оптимальных для решения конкретных технических задач по оптимизации процессов сборки и повышения надежности прессовых соединений (посадок с натягом).