Смазочные материалы, в основу которых включен дисульфид молибдена, широко распространены и востребованы во многих сферах. Молибденовая смазка эффективна при защите труднодоступных узлов (замков, петель, шарниров и др.), а также различных механизмов и деталей, работающих в условиях высоких нагрузок, температур и при экстремальных показателях давления. Позволяет свести к минимуму износ деталей, контактирующих между собой. Незаменима для скользящих элементов, как тяжело нагруженных, так и работающих с большой ударной нагрузкой: подшипников, шрусов, шаровых и U-шарниров, редукторов с планетарной передачей, зубчато-винтовых (червячных) передач, работающих под давлением клапанов.
Пластичные смазки на основе сернистого молибдена образуют плёнку которая служит слоем сухой смазки даже после испарения дисперсионной среды, таким образом происходит узлов трения даже в аварийных условиях и при резких скачках температуры.
Молибденовые смазки для ступичного подшипника
Использование молибденовой смазки в ступичном подшипнике вполне обосновано, такие смазки обладают свойствами противоаварийных материалов, снижают износ подшипника и его шумность, ресурс такой смазки обычно превышает срок службы подшипника (более 100.000 километров) и ее достаточно заложить однократно на весь срок эксплуатации. Для смакзи ступичного подшипника мы рекомендуем смазку ИПФ ЕР-3 с дисульфидом молибдена потому что:
- она отлично защищает от коррозии даже в присутствии воды
- плотная масляная пленка предотвращает трение металл-металла и исключает масляное голодание благодаря тому, что не выдавливается при нагрузках из зоны трения
- высокая механическая стабильность – длительное время не разрушается структура даже в условиях высокого давления и высоких нагрузках
- нагрузка сваривания превышает 380 кгс
- широкий диапазон рабочих температур от минус 40 до плюс 180 градусов
- высокая температура каплепадения
- очень низкий коэффициент трения
Происхождение MoS2 и особенности работы молибденовых смазок.
MoS2 – дисульфид молибдена. Представляет собой природное соединение геотермального происхождения, извлекаемое из руды. Имеет вид кристаллов черного цвета с волокнистой структурой. Перед добавлением к смазке добытые частицы проходят процесс очистки. Оставляют в процессе трения серо-зеленый след, обеспечивают высокую адгезию с различными типами металлических поверхностей, это обеспечивается атомами серы которые придают ему сродство к металлу.
Пластичные молибденовые смазки работают следующим образом:
- атомы MoS2 при контакте с металлом прочно закрепляются на его поверхности;
- создают плотный слой на поверхности в виде пленки, толщина которой не превышает 5 мкм, этот слой сам по себе представляет собой смазочный материал которые предотвращает старение металла;
- соединения дисульфида молибдена перемещаются между двумя металлическими деталями и исключают их непосредственный контакт;
- результат применения – предотвращение перегрева и снижение нагрузки на механизмы и узлы.
Область применения молибденовых смазок
Готовая консистентная смазка востребована при необходимости в:
- повышении эффективности приработки новых деталей и компонентов;
- защите несущих плоскостей, работающих в тяжелых условиях, и придании им противозадирных свойств;
- предотвращении преждевременного старения и износа металла.
Находит применение в различных отраслях:
- в автомобильном деле;
- в сельскохозяйственной, строительной, военной и аэрокосмической технике;
- в промышленном оборудовании;
- в станкостроении.
Отличительные свойства смазок с дисульфидом молибдена
В процессе эксплуатации молибденовые смазки (с MoS2 в составе) образуют на соприкасающихся поверхностях узлов и механизмов защитную микропленку, выравнивающую их и предотвращающую задиры, снижающую температуру при трении.
Особенности консистентных молибденовых смазок:
- высокие показатели удельной прочности и несущей способности;
- стойкость к фреттинг-коррозии, воздействию высокой температуры и давлению;
- низкий коэффициент фрикционного взаимодействия (трения);
- химическая стабильность и разделительный эффект;
- отличные связывающие свойства, а также противозадирные и противоизносные.
Пластичные молибденовые смазки проявляют улучшенные защитные свойства и рекомендованы при ударных нагрузках – они создают дополнительный слой, что повышает показатель твердости и прочности, исключают риск заедания. Ультрадисперсные пленки образующиеся в процессе эксплуатации молибденовых смазок выдерживают очень высокое контактное давление и образуют скользящие вдоль поверхности слои сухой смазки, которые работают даже в то время, когда совершенно испарилась или выработалась дисперсионная среда.
Молибденовые смазки – современные материалы, в состав которых добавляется ультрадисперсный порошок MoS2 (дисульфида молибдена). Благодаря этому продукты способны многократно минимизировать износ и приобретают улученные показатели водостойкости, за счет чего их активно применяют там, где обычные многоцелевые смазки не справляются и в условиях критических и экстремальных нагрузок.
Они представляют наибольший интерес для обслуживания узлов и агрегатов, функционал которых предполагает сопряжение нескольких трущихся поверхностей и постоянные ударные нагрузки и вибрации. Например, шаровые опоры и U-образные шарниры автотранспорта и спецтехники, подшипника ступицы, криво-шатунные передачи, опорно-поворотные столы, трансмиссионные механизмы.
Физико-химические свойства MoS2
Благодаря своему вулканическому происхождению и неорганической природе данное вещество отличается высокой термоокислительной стабильностью, прекрасно выдерживает воздействие экстремальных давлений и способно образовывать ультратонкую защитную пленку.
Для использования в качестве присадки доля чистого вещества должна составлять более 96%, зато по сравнению с другими твердыми смазочными материалами порошок дисульфида молибдена характеризуется:
- пределом текучести > 3450 МПа;
- невысокими вязкостными свойствами;
- очень низким коэффициентом трения µ ≈ 0,03 ÷ 0,06;
- уникальной смазывающей способностью даже в интервале криогенных и высоких температур.
Вещество относится к группе переходных металлов и имеет характерную слоистую структуру. Оно не вступает в реакцию с растворителями, кислотами и щелочью. Синергия сульфидного слоя и MoS2 обеспечивает на стальных поверхностях предельно эффективную защиту от коррозии и износа. Для активизации ингибирующих качеств и улучшения противоизносных свойств смазочных материалов в качества присадки широко применяют производные дитиокарбаминовых кислот (дитиокарбамины и дитиофосфаты дисульфида молибдена), к тому же эти соединения отличаются лучшей растворимостью, имеено их зачастую и добавляют в моторное масло.
Промышленно-производственный потенциал
Первые смазочные продукты, содержащие высокодисперсный порошок дисульфида молибдена, использовались в ограниченном количестве и предназначались в основном для обработки пар трения оборудования и установок военно-оборонного комплекса и космическо-спутникового назначения. Но значительное удешевление процесса получения данного вещества поспособствовало кардинальному расширению сферы применения молибденовых смазок.
Сегодня они широко применяются в тяжелой и легкой промышленности и на транспорте и демонстрируют прекрасную работоспособность в условиях вакуума и при экстремально высоких давлениях. Их применение позволяет избежать схватывания контактных поверхностей сильнонагруженных малооборотистых механизмов, эффективно отводить тепло из зоны трения и снизить энергетические затраты на пуск, реверс и остановку механизмов, функционирующих в повторно-кратковременном режиме.
Молибденсодержащие смазочные материалы являются лучшей альтернативной для решения проблемы износа и фретинг-коррозии подшипников, подверженных воздействию тяжелых весовых и ударных нагрузок, вибрациям и высоким температурам. По сравнению с аналогами они наиболее эффективно способствуют увеличению срока службы ШРУСов и шарниров и дают великолепный результат при приработке сопряженных поверхностей клапанных групп. Но ключевое преимущество MoS2 – совместимость с большинством загустителей, используемых в современных смазках, будь-то керамические и титановые компоненты или полимочевина и Al-комплекс.
Несмотря на уникальные эксплуатационные характеристики, подбор материалов должен осуществляться с учетом скоростного фактора, класса чистоты поверхности трения и нагрузки. Так для плоскостей с повышенной и значительной шероховатостью размер порошкообразных частиц твердых компонентов может доходить до 7 микрон, что позволит восполнять естественную убыль металла наиболее эффективно. А вот для более деликатных поверхностей размер частиц MoS2 должен быть около 2 ÷ 3 мкм. В среднем доля вещества составляет не более 2% в каждом смазывающем составе, так как показывает практика, необоснованное увеличение может спровоцировать нежелательные процессы окисления.
Среди консистентных смазок, представленных компанией «ИНТЕРАВТО», вы найдете оптимальный вариант смазочных материалов, в состав которых входит MoS2, для различных задач, которые будут соответствовать предстоящим нагрузкам, температурам и показателям давления.
Это такие смазки как:
Дисульфид молибденовая смазка "МОЛИ-ДЛ"
Приработочная паста "ЛИМОЛ"
Приработочная паста ВНИИНП-232
Приработочная паста ВНИИНП-225
Современные производственные условия предъявляют суровые требования к антифрикционным, защитным и физико-химическим свойствам смазочных материалов и обуславливают ужесточение к экономическому обоснованию их применения, так как в любой сфере промышленности сегодня важно минимизировать временные и материальные затраты на содержание и ремонт оборудования и обеспечить максимально возможный срок службы деталей и агрегатов. Использование новых смазочных продуктов на основе дисульфида молибдена, разработанных российской компанией «ИНТЕРАВТО», позволяет:
- кардинально решить проблему износа пар трения;
- обеспечить многократно увеличенный межсмазочный интервал;
- снизить технологические простои и вероятность аварий и поломок;
- упростить процесс приработки сопряженных поверхностей и минимизировать вибрации и шумы.
В жестких условиях эксплуатации они практически незаменимы, так как сопротивляются вымыванию и выдавливанию, выдерживают критические нагрузки и сдвиговые деформации. Формируют сверхпрочные смазочные пленки на поверхностях деталей с любой конфигурацией и защищают их от жидких и газообразных агрессивных сред.
Учитывая использование молибденсодержащих смазок в самых различных отраслях и специфику условий их применения, компания «ИНТЕРАВТО» предлагает кардинально новые продукты из этой группы, разработанные на основе последних научных достижений в области трибологии. Все они прошли многоэтапное тестирование на производственных площадках и получили отличные рекомендации от ведущих инженеров.
Моли-ДЛ. Минеральная высокотемпературная смазка, специально разработанная для экстремальных условий эксплуатации, сопряженных с высокими нагрузками (до 7000 Н), давлениями и температурами. Кроме дисульфида молибдена, содержит порошки металлов в ультрадисперсной форме, благодаря чему обладает высокой несущей способностью, предупреждает скачкообразное движение и проскальзывание деталей и тем самым обеспечивает нормативную величину пусковых и тормозных моментов и плавную работу трансмиссии. Эффективно отводит тепло и предупреждает образование задиров, расслоений и заусенцев на обработанных деталях и полностью исключает схватывание контактных поверхностей. Упрощает проведение демонтажных работ и увеличивает кратность свинчивания резьбы.
Молиол. Универсальная литиевая смазка, содержащая MoS2 и оригинальный комплекс присадок. Благодаря чему приобрела уникальные свойства, среди которых способность выдерживать высокие ударные нагрузки и сдвиговые деформации и сохранять свои реологические характеристики в интервале от -25 до 150 ˚С, а также прекрасная гидрофобность и адгезия. Применение смазки оказывает стабильный антифрикционный и смазывающий эффект в высокоскоростных и тихоходных агрегатах. Она длительное время защищает обработанные поверхности от контакта с атмосферной и конденсационной влагой и агрессивными веществами и соединениями, находящимися в жидком и парообразном состоянии. Молиол – оптимальное решение для смазки ходовой части автотранспорта и тяжелой спецтехники: бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов и асфальтоукладчиков, а также для обслуживания оборудования полимерной, деревоперерабатывающей и металлургической промышленности. Продукт инертен к засорению, эффективно гасит вибрационные колебания и минимизирует шумы. Работоспособен во влажной и запыленной среде. Обладает свойствами антиаварийной смазки и улучшает приработку поверхностей. Смазка рекомендуется для пар трения типа «металл/металл», но также эффективна при обработке гибких валов в оболочке из разных полимерных материалов. Находит широкое применение в типографском деле, производстве древесных материалов и в линиях по расфасовке сыпучих строительных, моющих и абразивных материалов.
ИПФ ЕР-3. Синтетическая смазка с высокими антизадирными и противоизносными свойствами и расширенным интервалом рабочих температур. Характеризуется отличной коллоидной стабильностью, высокими показателями адгезии и сопротивлением к сбрасыванию и выдавливанию. Демонстрирует прецизионную стойкость к испарению дисперсной среды и инертность к старению и засорению. Отличается очень продолжительным сроком службы и может использоваться для обработки пар трения термического оборудования, станций по переработки сельскохозяйственной продукции и линий по производству цемента, гипса и других дисперсных строительных материалов. ИПФ ЕР-3 прекрасно предупреждает ржавление сталей, электрическую и фреттинг-коррозию. Смазка не склонна к термоупрочнению и отличается высокой водостойкостью.
Как правильно подобрать и купить молибденовую смазку
Для грамотного подбора смазочного материала мы рекомендуем обратиться к специалистам компании Интеравто, так как подбор смазки зависит от многих факторов рабочей среды, параметров оборудования и периодичности работы. Для учета всех этих факторов зачастую нужно заполнить опросный лист (чтобы скачать его вы можете нажать на здесь), в этом случае мы подберем вам не только наиболее подходящий материал, но и оптимальный по стоимости.