Пластичные смазки

Пластичные смазки

Промышленное оборудование в наши дни это сложное сочетание различных механизмов, посему к подбору смазочных материалов требуется грамотный подход. Чем смазывать механизмы?

Маслами и полужидкими смазками (цепные передачи, редукторы), однако зачастую бывают такие узлы и агрегаты, где жидкие и полужидкие смазочные материалы недейственны - узлы могут быть трудны для контроля либо не разработаны под применение жидких смазывающих сред - масло будет вытекать из узла. Чтобы смазывать такие механизмы используют консистентные (загущенные) смазки.

Смазки это переходная форма между жидкими маслами и твердыми смазками. В обычных условиях (небольшие рабочие температуры, не очень высокие нагрузки) консистентные смазки не теряют свою форму, а при повышении температуры и росте нагрузок - размягчаются, в пределах для присущих каждой смазке рабочих пределов, благодаря чему трущиеся поверхности остаются надежно смазанными.

Функции консистентных смазок фактически равноценны функциям масел - снижение трения и износа, защита сопряженных поверхностей от задира и различных видов коррозии. Сферы применения при этом разнятся: смазки используются в открытых узлах трения т.е. там где масла не помогут (консистентные смазки в отличие от масел способны удерживаться на рабочих поверхностях).

Смазки производят загущением базовых масел (на минеральной или синтетической основе). Количество и природа загустителя оказывают существенное влияние на рабочие параметры смазки. В случае если смазка разрабатывалась под применение в режиме экстремального воздействия температур и нагрузок, она может быть усилена за счет добавления антизадирных добавок и твердосмазочных веществ.

По каким показателям оцениваются смазки? Таких показателей много, но можно обратить внимание на два параметра - температура каплепадения и пеннетрация.

Температура каплепадения характеризует диапазон воздействия температур, который выдержит смазка без потери своих рабочих параметров (не приобретет жидкое состояние). Для определения каплепадения отобранную пробу смазочного материала равномерно медленно нагревают с постепенным повышением температуры, при первой капле температура фиксируется и испытание завершается. Обычно температура каплепадения обычно выше верхней рабочей температуры смазки на 15-20 градусов.

Пенетрация характеризует консистенцию (густоту) смазки. При ее определении на поверхность смазочного материала после перемешивания помещается острием вниз конусовидная игла и производится измерение ее проникновения, чем ниже опускается игла - тем ниже густота смазки и тем больше выдавливается ее из узла при росте контактного давления.

Количество различных консистентных смазок огромно. По области использования их можно разделить на 4 класса: антифрикционные и канатные, консервационные и уплотнительные, но классы эти фактически условны, так например большая часть антифрикционных смазок может использоваться для консервации (защиты от коррозии), а уплотнительных смазок – в качестве антифрикционных. Среди классов различают по более узкой специализации: термостойкие, многоцелевые, полужидкие, резьбовые и т.д.

Существует также классификация консистентных смазок согласно NLGI, по ней, они подразделяются на девять классов. Мерой разделения на классы служит показатель пенетрации.

 

Советы по использованию смазочных материалов:

  • старайтесь избегать смешения смазочных материалов различных типов;
  • не зашприцовывайте до упора подшипники, так как при последующей работе и увеличении контактного давления и разогреве смазка увеличивается в объеме и происходит продавливание излишков через уплотнение, что невыгодно с экономической точки зрения и может привести к попаданию смазки туда где это нежелательно;
  • избегайте использования смазок тропического исполнения, а также в гражданской технике смазок применяемых для военной, так как зачастую они содержат ядовитые вещества-инсектициды.